Правильная мотивация


Когда приходит пора пошевелить задом и сделать что-то конкретное в физическом мире ради достижения цели, тогда становится понятно, насколько серьезно Вы намерены достичь этой цели. Последует ли за желанием реальное действие, или же желание просто промелькнет как мысль, а физически вкалывать готовности пока не будет – определяется наличием мотива и его силой.

Каждый из нас, однако, даже обладая сильнейшим мотивом для достижения цели, нередко сталкивается с тем, что наступают периоды спада. Заставить себя сделать что-то полезное становится очень сложно. Что делать, когда мотивация полностью пропадает? Наиболее частой причиной этого, как ни странно, оказывается факт концентрации на отрицательных последствиях, которые и являются мотивом для работы. По крайней мере, такое я часто замечаю в окружающих, которые постоянно откладывают необходимые задачи, и однажды заметил, что у меня тоже есть такая проблема. Сейчас я поделюсь своими умозаключениями и расскажу, что именно работает для меня.

Такой подход совершенно противоречит здравому смыслу, но встречается очень часто. В качестве примера рассмотрим двух персонажей. Оба они ломают голову, какой мотив придумать себе для выполнения списка каких-то задач. Петров будет у нас позитивным «мотиватором», а Сидоров – негативным.

1.       Петров убирается в квартире, потому что любит ощущение, которое возникает в чистой и опрятной квартире. Сидоров хватается за тряпку и пылесос тогда, когда понимает, что срач его совершенно достал, и он НЕ хочет, чтобы было грязно.

2.       Оба они встают в 6 утра, собираются и едут в по делам. Только здесь тоже есть разница. Петров едет, потому что предвкушает встречу со знакомыми и интересными делами. Сидоров встает в это время, чтобы НЕ получить проблем за опоздание.

3.       Вечером у них свидание с девушкой. Петрова аж распирает, как он хочет поделиться своей любовью с кем-то, а Сидоров делает это, потому что ему уже стало совсем невыносимо быть одному.

Несмотря на то, что это очень простой пример, он позволяет точно отразить суть. По моим субъективным ощущениям отрицательная мотивация реально может давать много энергии и мощный импульс для действия. Когда я учился в институте, то был типичным разгильдяем. Я учился больше не потому, что хотел извлечь из учебы как можно больше знаний, а потому, что «так принято» и «чтобы не служить в армии рядовым». Обучение материалам по всему семестру у меня начиналось примерно за неделю до начала зачетной сессии. В результате, когда я выписывал все свои «долги» по несданным практическим, расчетным или лабораторным работам, узнавал темы для курсовых работ, то мой список состоял из 40-50 пунктов различных «хвостов». Это все при том, что еще надо подготовиться к 5-7 зачетам, а затем и 3-5 экзаменам.

Единственным мотивом было – «Если я вылечу из института – мне ппц!». И знаете что? Этот мотив мне позволял очень эффективно вкалывать в течение 5-6 недель сессии. Я сдавал все долги, самостоятельно решал все главы с заданиями, которые надо было проходить в течение 4 месяцев семестра, делал расчеты по курсовым, чертил херову тучу чертежей. При этом спал я часто по 3-4 часа в сутки, но при этому я всегда укладывался 2-3 недели зачетной сессии, чтобы выучить основные предметы, сдать лабораторные, курсовые и т.п. работы и получить допуск к экзаменам. К каждому экзамену на подготовку оставалось от 1 ночи до 2 суток (и днем все равно приходилось ездить добивать хвосты). В результате я был первые три курса троечником. Даже несмотря на то, что с практической точки зрения усвоение материала было шикарным. На эти недели, усвоение тучи нового материала становилось возможным благодаря сильнейшей мотивации – «Если вылечу, то пц!» В конце каждой сессии я понимал, что в таком темпе можно всю программу института сжать до 2,5-3 лет, вместо 5.5. И это возможно. Когда я сдавал сессию – я испытывал ни с чем не сравнимое чувство счастья, что с меня свалилась гора.

Вернемся к нашей отрицательной мотивации и попытаемся выяснить, в чем тут подвох? А он в том, что я, так же, как Сидоров из примера, испытывал удовольствие только в момент достижения цели! При положительной мотивации, сам процесс действий, ведущих к цели, приносит радость. Т.е. в моем случае мотив был, но также было дикое желание бросить все к чертям и отдохнуть, как следует после достижения цели.

Мое резюме – при отрицательной мотивации нет радости от самого процесса и слишком велика вероятность последующего периода стагнации после достижения цели.

Теперь, как от этого избавиться? Ответ напрашивается сам собой – искать позитив, как бы это банально не звучало. Если позитива нет, то надо его создавать. Если бы в институте я не увлекался бы решением задач, то вылетел бы с треском. Некоторые из моих знакомых в итоге вылетели. Причина именно в этом – не смогли найти позитивную мотивацию.  Для того, чтобы пахать по 22 часа в сутки, мотива «если вылечу – то ппц» все равно бы не хватило, а вот то, что ощущение роста и понимание, что ты с этим смог разобраться – мотивируют именно той питающей положительной энергией. Если Вы когда-нибудь испытывали удовлетворение от решения сложной задачи, овладевания сложным навыком или выполнением действия, от которого бросало в дрожь – Вы меня поймете очень хорошо. Это чувство победителя!

Любопытно, но есть люди, которые в состоянии извлекать позитив, даже находясь на работе, которая подразумевает рутинные задачи. Если уж в такой ситуации можно найти положительную мотивацию, то это возможно всегда. Будем искать :)

2 Комментарии “Правильная мотивация

  1. Да, про институт интересно было вспомнить! Только у меня вот такая ситуация: я как-то быстро научился «чувствовать» сколько мне нужно дней для подготовки к каждому экзамену, зачёту. И так же чувствовать, каким путём лучше и легче пройти каждый предмет, например, к одному преподу лучше было походить на все занятия, к другому только на половину или только на практику и т.д. И так же перед сессией, я прикидывал сколько дней мне надо на подготовку к каждому экзамену и разбрасывал их по всем дням. Например, если я хорошо знал ближайший предмет, то я уже до его сдачи начинал готовить следующий, с которым было туго. В итоге часто за 1-2 дня до экзамена у меня уже было чувство, что «я всё знаю». В итоге я так же по-настоящему напрягался только на период сессии, но заставлял себя сделать это несколько заранее, и в итоге получал удовольствие и от процесса. После сдачи кажлой сессии меня посещало приятное чувство «А ведь могу, когда надо!», которое и сегодня помогает мне на работе. Могу днями спокойно отдыхать в инете, делать свои дела, зная, что у меня есть какое-то задание, а потом резко напрячься и за полдня его сделать. ИМХО, напрягаться всегда не стоит, и силы не безграничны так работать, и работа «на дядю» этого не предусмаривает, если на себя, то тут уже совсем другая мотивация, конечно!

    ДА, правда, когда закончился институт, и я вышел с дипломной защиты, то испытал дикое опустошение, грусть. Ведь сюда уже НЕЗАЧЕМ было ходить, от меня уже тут никто ничего не мог потребовать. Думаю, это как раз и говорит о том, что я получал удовольствие от процесса, от общения с друзьями и вдруг осознал, что всё это уходит в прошлое, а эта бумажка в твёрдой обложке мне нафик не сдалась.
    «Ничто так не портит цель, как попадание» ))

    1. «А ведь могу, когда надо!» — это очень приятное чувство. Ради таких ощущений стоит напрягаться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *